Академия "трех знатнейших художеств".


В "Новейшем путеводителе по Санкт-Петербургу", изданном Ф. Шредером в 1820 г., было написано: "На правом берегу Невы на Васильевском острову, между 3-й и 4-й линиями, возвышается сей в благородном вкусе построенный храм, свободным художествам посвященный. Сие прекрасное здание образует большой четвероугольник по 60 сажен на каждой стороне. Лицевая сторона есть одна из прекраснейших и совершеннейших, какие только в сей великолепной столице видеть можно".

Иван Иванович Шувалов (1727-1797), просвещенный фаворит императрицы Елизаветы Петровны, был тонким ценителем прекрасного. Без него, скорее всего, долго не было бы высшего учреждения в области изобразительного искусства и архитектуры. Именно он в 1757 г. "вошел в Сенат" с предложением учредить в Российской империи Академию "трех знатнейших художеств": живописи, скульптуры и архитектуры. Скоро последовал правительственный указ, поддержавший его идею.

Новое учебное заведение поначалу располжилось в доме Шувалова на Садовой улице в Санкт-Петербурге. Меценат приглашал из Европы лучших преподавателей, покупал картины, гравюры, книги по искусству - словом, все, что было необходимо для занятий студентам, о которых он очень заботился. В 1762 г. состоялся первый выпуск шуваловской академии, подготовленный в основном иностранными специалистами. Но все чаще в числе преподавателей стали мелькать и русские имена, а вскоре на должность директора академии был назначен русский архитектор Александр Филиппович Кокоринов (1726 - 1772). Он приехал в столицу из Москвы, где обучался у Д.В. Ухтомского и И.К. Коробова.

Вместе с профессором архитектурного класса академии Жаном Батистом Валлен-Деламотом (1729 - 1800), приглашенным Шуваловым из Франции, Кокоринов в конце 1763 г. начал проектировать новое академическое здание. Взошедшая же на престол Екатерина Вторая придала учебному заведению статус Императорской академии художеств. Экс-фаворит Шувалов отправился жить за границу, где на своей вилле в Италии принимал русских художников, выпускников академии. Он скупал шедевры живописи, заказывал слепки с античных шедевров и отсылал их в академию. Она располагалась тогда в жилых домах на набережной Васильевского острова между 3-й и 4-й линиями и занимала почти целый квартал. На этом месте и решили возводить новое академическое здание. Сначала, как обычно, изготовили его большую деревянную модель, которая сейчас хранится в музее академии.

Надпись над входом в академию гласит: "Свободным художествам. Лета 1765". Это дата закладки здания, возведение которого растянулось более чем на 20 лет. Кокоринов скончался в 1772 г., так и не завершив начатое дело. Валлен-Деламот покинул Россию. Руководство работами перешло к зодчим Ю.М. Фельтену и Е.Т. Соколову. Строительство было закончено в 1788 г., но еще долго продолжалась отделка интерьеров парадных залов и церкви.

А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот считаются основоположниками классицизма в русской архитектуре, и в этой крупной совместной работе русского и французского архитекторов впервые обозначились принципы нового стиля, отразился переходный период от барокко к классицизму в русском зодчестве. Новой была и архитектурная тема - не храм или дворец, а учебное заведение. Ей и был подчинен план постройки, в котором сочеталось несколько простых геометрических форм.

Строгость членений и крупный масштаб сооружения был предопределен обширным простором "державной" Невы. План здания - огромный прямоугольник со сторонами 140 и 125 м; по всему периметру расположены трехэтажные учебные и жилые корпуса. В одном из них, обращенном к Неве, размещалась анфилада парадных залов. Кокоринов использовал новую архитектурную тему для создания помещений специфического назначения: конференц-зала, музея, библиотеки. Круглый вестибюль и окружающую его гранитную лестницу обычно относят к числу замечательных произведений мирового зодчества.

В центр архитектурной композиции вписан так называемый циркуль - круглый двор академии диаметром 55 м. Этот мотив редко встречается в истории зодчества. По преданию, будто бы Екатерина Вторая приказала устроить внутри комплекса круглый двор, площадь которого равна куполу собора Святого Петра в Риме, чтобы ученики постоянно видели перед собой размеры купола и соотносились с ними. В углах композиции устроены четыре прямоугольных  двора с закругленными углами, служившие для освещения окружающих их помещений.

Скромное по окраске, лишенное пышных и затейливых украшений, со спокойными по силуэту формами, гармоничное во всех деталях, здание Академии художеств выделялось на фоне буйства красок и прихотливых форм барочных построек той поры. Его симметричная композиция с уравновешенностью объемов, торжественностью внешнего облика, с использованием колоннады для украшения фасадов выглядела тогда новаторской.

Главный фасад, выходящий к Неве, построен по трехчастной схеме, которая станет типичной для классицизма: центр и подчиненные ему симметричные крылья. Первый этаж с большими арочными окнами служит своеобразным цоколем-пьедесталом для всего здания, а два верхних объединены общим ордером. На фасаде выделяется четырехколонный портик, украшенный копиями античных статуй, Геркулеса и Флоры, и завершенный куполом. На его вершине стояла статуя Минервы; она была утрачена, но в 2003 г. воссоздана и заняла свое прежнее место. Боковые павильоны также имеют портики. Задний фасад, выходящий в академический сад, почти без изменений повторяет главный. В центральной части этого корпуса размещалась церковь. Здание возведено в типичной для Петербурга технике кирпичной кладки со штукатурной облицовкой. Но первый, цокольный, этаж выделен рустовкой - приемом, создающим иллюзию, будто он сложен из крупных камней и потому выглядит массивно и устойчиво.

В первой половине 19 в. академический ансамбль был дополнен Рисовальным корпусом, жилыми флигелями, построенными архитекторами А.А. Михайловым и А.П. Брюлловым. В центре двора к 50-летию основания академии установлена монолитная гранитная колонна в честь "знатнейших художеств", созданная знаменитым мастером-камнетесом С.К. Сухановым.

В ансамбль "храма искусств" входит гранитная пристань, созданная архитектором К.А. Тоном в 1832 - 1834 г.г. На ней установлены сфинксы, "прибывшие" на берега Невы "из древних Фив в Египте".