Императорский музеум (Новый Эрмитаж).


На смену художественным галереям во дворцах правящих династий и аристократии в 19 в. пришли первые музейные здания, "храмы искусств", предназначенные для хранения и экспонирования художественных коллекций. Император Николай Первый, следуя этим новым веяниям, решил построить рядом с Малым Эрмитажем специальное музейное здание, открытое для публики, Императорский публичный музеум. Путешествуя по Германии в 1838 г., он видел подобные постройки баварского архитектора, специалиста в области музейного строительства Лео фон Кленце (1784-1864) - Пинакотеку и Глиптотеку в Мюнхене. Они понравились императору, и он поручил Кленце проектирование музейного здания.

Кленце приехал в российскую столицу в 1839 г. на четыре месяца, создал проект здания, известного сейчас как Новый Эрмитаж, а также эскизы росписей интерьеров, музейных витрин, стендов, мебели, скульптуры. Им было спроектировано двухэтажное здание, имевшее в плане форму четырёхугольника, с двумя внутренними дворами и четырьмя парадными фасадами, не повторяющимися по оформлению. Северный фасад, выходящий на Неву, должен был иметь два входа, оформленных портикам, поддерживаемыми кариатидами, в которых предполагалось сделать два входа. Выходящий на Зимнюю канавку восточный фасад должен был, по идее Кленце, быть остеклённым и повторять структуру станцев Рафаэля.
В целом здание должно было в деталях повторять нереализованные проекты архитектора. Ими было здание Пантехниона - Музейного здания для Афин (1834) и здание королевской резиденции. Оба этих проекта отражали намерение архитектора, посетившего Афины, создать новый тип архитектуры, противоречащей, как он отмечал "сухой и, академической, подобно машине монотонной структуре групп зданий". Сочетание групп архитектурных деталей, создающее живописные группы он рассматривал "как самую главную из задач, которую мог бы перед собой поставить архитектор".

В 1842 г. здание начали строить под руководством В.П. Стасова и Н.Е. Ефимова, причем Стасов внес несколько поправок в проект Кленце. В 1851 г. работы были завершены.

Главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу - когда-то именно здесь был вход в музей. Портик фасада украшают десять великолепных изваяний атлантов, которые поддерживают большой балкон. Они высечены из монолитов серого сердобольского гранита по модели скульптора А.И. Теребенева.

Новый Эрмитаж стал первым в России зданием, построенным специально для музея, а потому имел некоторые особенности в конструкции и планировке. Например, свет в залы второго этажа, предназначенные для картинной галереи, проникал сверху через застекленные потолки, так называемые просветы, - новшество, благодаря которому живопись освещалась наилучшим образом.
Большие и строгие залы первого этажа были специально созданы для коллекций античного искусства. Великолепным фоном для скульптуры служили стены, облицованные искусственным мрамором - стюком.

Кленце, почитавший древнегреческую архитектуру, задумал музей подобным античному храму и создал впечатляющий образ здания "в греческом вкусе". Оно стало типичным примером стиля неогрек, одного из ответвлений эклектики. Из арсенала античной архитектуры были заимствованы фигуры могучих атлантов при входе, гранитные гермы, пилястры, карнизы. В этом же стиле выдержаны статуи "великих мужей" науки и искусства, торжественно застывшие в нишах фасада и на консолях, орнаментальные вставки, декоративные решетки.

Императорский музей распахнул двери для посетителей 6 февраля 1852 г. Праздник начался спектаклем в Эрмитажном театре, а завершился торжественным ужином в залах нового музея. В первые годы его существования вход туда был возможен только по пригласительным билетам, причем мужчины должны были посещать музей в мундирах и фраках, а дамы - в придворных платьях. Но уже при следующем императоре, Александре Втором, вход для всех желающих стал свободным и бесплатным.