Дворец князя Меншикова на Васильевском острове.


Дворец князя Меншикова на Васильевском острове был одним из тех первых жилых каменных зданий Санкт-Петербурга, что создали основы неповторимого облика Северной столицы.
В 1703 г., заложив город на берегах Балтики, Петр Первый отдал территорию Васильевского острова в личное владение своему сподвижнику князю Александру Даниловичу Меншикову, первому генерал-губернатору строящегося Петербурга. Возведение губернаторского дворца начал в 1710 г. архитектор Джованни Фонтана, но вскоре итальянский зодчий решил вернуться на родину, не выдержав причуд балтийского климата. Работы продолжил немец Иоганн Готфрид Шедель. С этого момента он станет придворным архитектором светлейшего князя и помимо резиденции на Васильевском острове возведет для Меншикова дворцы в Ораниенбауме и Кронштадте.

Сохранился макет, точно воспроизводящий облик строения в конце 1720-х г.г. (сегодня он выставлен в экспозиции Меншикова дворца). В то время это была великолепная усадьба с дворцом в итальянском стиле, но с типично русским решением внутренних сводов. Ныне дом окружен плотным кольцом построек, а когда-то он в величественном одиночестве возвышался над набережной. Впрочем, и набережной в современном понимании тогда не было: невские берега были укреплены не гранитом, а бревнами. Именно тот Санкт-Петербург более всего соответствовал эпитету "Северная Венеция": Нева была его "Большим каналом", от которого к дворцу вело специально прорытое ответвление, так что малые суда пришвартовывались прямо к парадному входу. Высокая лестница поднималась к члененному белыми пилястрами фасаду. Он узнаваем и сейчас, хотя утратил часть декоративной отделки. Изначально дворец был четырехэтажным, но из-за постоянных работ по укреплению берегов Невы первый этаж постепенно ушел под землю.

На протяжении всего петровского правления резиденция генерал-губернатора оставалась самым роскошным и монументальным строением города.
Отделка внутренних помещений дворца Меншикова не уступала красоте величественного фасада. Золото, серебро, мрамор, дорогие породы дерева, скульптура, драгоценные венецианские зеркала, гобеленовые и шелковые китайские обои. Во дворце хранились богатейшие для того времени собрания живописи, скульптуры, монет. Убранство нескольких покоев дошло до наших дней. Самыми замечательными являются парадные комнаты на втором этаже восточной части здания (так называемая Варваринская половина), в оформлении которых использованы цветные дельфтские изразцы с пасторальными сценками. Изразцами покрыты не только стены, но и потолки - это дань голландской моде, введенной Петром. Плитку привозили генерал-губернатору купцы - как плату за разрешение на торговлю. Столь масштабного, целостно-прекрасного изразцового панно нет больше нигде не только в России, но даже и в Голландии.
Еще одна жемчужина Меншикова дворца - Ореховый кабинет с подлинными деревянными панелями. С ним связана уникальная находка реставраторов. Однажды под вполне ординарным живописным плафоном, изготовленным в более поздний период, они обнаружили фреску, датируемую началом 18 в. На ней изображен царь Петр в образе воина-победителя. Эту фреску можно считать одним из самых ранних образцов отечественной декоративной живописи.

После смерти Петра Первого и Екатерины Первой фортуна изменила их фавориту. Меншикова со всем семейством отправили в ссылку, а дворец заняло военное училище, которое сначала называлось Сухопутным шляхетским, затем - 1-м Кадетским корпусом. Дворцовый комплекс перестроили под утилитарные нужды. По проекту Джузеппе Трезини к левому и правому крыльям прирастили длинные скучные корпуса (в правом корпусе и сегодня располагается Военная академия тыла и транспорта).

Только в 1961 г. основное здание дворца было отдано под музей. Понадобилось еще 20 лет реставрационных работ, прежде чем комнаты стали хоть немного похожими на те, что были когда-то.
При реставрации дворца часть грунта была убрана, открылись старые стены, и все же пропорции фасада сегодня зрительно искажены. Исчезли шесть статуй, украшавших портик, - наряду с античными богами была там и фигура Петра Первого. Не пощадило время и прекрасные атриумы - внутренние дворики, окруженные колоннадами. Здесь, по преданию, с удовольствием прогуливался сам светлейший князь, любуясь фонтанами, античными статуями и оранжереей с невиданными заморскими растениями.

Сегодня в комнатах дворца Меншикова расположился филиал Государственного Эрмитажа. Экспозиция, посвященная России Петровской эпохи, включает  знаменитые Изразцовые покои, Ореховый кабинет, покои супруги первого санкт-петербургского генерал-губернатора, коллекцию картин и мебели.