четверг, 21 февраля 2013 г.

Летний дворец Петра I.


Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге расположен в Летнем саду, который был заложен в первые годы основания города. Летний сад с Летним дворцом Петра I находятся в настоящее время в ведении Государственного Русского музея.

С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также  строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Петр I выбрал для своей летней резиденции.
Сначала Петр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Именно эту постройку видел в 1710-1711 годах автор "Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота": "Вплоть у речки, - пишет он, - царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами".
Этот домик Петр и назвал своим "летним дворцом", а потом это название по наследству перешло к новому зданию, выстроенному в камне, в котором царская семья действительно жила в летнее время.

После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710-1714 годах был сооружен Летний дворец, который  был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта - архитектор  Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. В оформлении комнат участвовали русские художники А.Захаров, И.Заварзин и Ф.Матвеев.
По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть - строго на запад. "Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку", - пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей.

Двухэтажное кирпичное здание Летнего дворца в стиле барокко с четырехскатной железной крышей увенчано медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. По углам крыши - водостоки в виде крылатых драконов, сделанные из прорезного железа.
Вход дворца обрамлен порталом из черного мрамора, над которым - барельеф, изображающий Минерву с военными трофеями. Основным украшением фасадов дворца Петра I являются 28 барельефов, исполненных в редкой технике ручной намазки, расположенные в рамках между окнами первого и второго этажей. Тема изображений - прославление морской силы России. Возможно, эскизы этих композиций были предложены немецким скульптором и архитектором А.Шлютером, который воспользовался гравюрами европейских мастеров с изображением морских существ.

Тема триумфа в декоре фасада дворца позволяет считать его первым памятником победам России в Северной войне. Сцены, представленные на барельефах - мифологические, но заключенный в них смысл оторван от контекста мифов и становится понятным лишь в связи с основными событиями в жизни России и самого Петра I - борьбой со Швецией за выход к морю. Сюжеты барельефов, несомненно, выбраны государем, и не случайно некоторые из них совпадают с сюжетами корабельной резьбы ("Триумф Нептуна и Амфитриты", "Персей, побеждающий Медузу", "Амуры на дельфинах", "Амуры на гиппокампах"). Толкование этих аллегорий можно найти в печатных описаниях триумфальных врат, воздвигавшихся по случаю побед над шведами, где Нептун и Амфитрита являются олицетворением морской славы России и символом ее роста, в образах античных божеств и героев (Марса, Геракла, Персея) представляется сам Петр, а противник царя - Свейская держава, именуется "гидрою, химерою, змеею прехитрой".

Дворец невелик (что соразмерно вкусам Петра I): 26,5 х 15,5 м; высота двух этажей - 8,1 м; высота до конька крыши - 13,3 м; высота комнат - 3,3 м. Планировка обоих этажей одинаковая. В первом этаже находились покои царя, во втором - его жены Екатерины и детей.

Дворец предназначался только для проживания в теплое время года (с мая по октябрь), поэтому в нем тонкие стены и одинарные рамы. Во дворце всего 14 комнат, две поварни, два внутренних коридора. Расположение комнат - анфиладное, а служебные помещения сообщаются с внутренним коридором, что избавляло прислугу от необходимости появляться в парадных комнатах. В служебный коридор выходят: а) Гардеробная (сохранились подлинные сосновые шкафы для хранения одежды - специальными коваными крюками они прикреплены к стенам); б) Денщицкая (1-й этаж); Фрейлинская (2-ой этаж); в) поварни, туалеты, топочные отверстия печей; г) служебная винтовая лестница, скрытая за дубовой резной конструкцией, напоминающей шкаф (изготовлена в соответствии с указанием Петра от 2 мая 1714 года). Наружная дверь из коридора выходила на фасадную невскую галерею.

Расположение дворца на полуострове было использовано для устройства в нем проточно-промывной канализации. Идея архитектора Ж.Б. Леблона, по тому времени - последнее слово техники, очень увлекла Петра. Под фундаментом здания был проложен канализационный тоннель, соединивший Неву с гаванцем, по которому циркулировала вода. Посредством деревянных коробов с тоннелем были связаны 6 туалетов дворца (проточно-промывная канализация действовала только до 1777 года, так как после наводнения гаванец был засыпан).

По проекту Ж.Б. Леблона была оборудована нижняя поварня Летнего дворца - здесь появились очаг, разделочные столы, кладовые и мойка с проточной водой. "То, что составляет большое удобство и о чем можно только мечтать, - писал Леблон, - это иметь текущую воду, проведя трубы с водой из находящегося поблизости источника". Вода во дворец подавалась от фонтанной системы Летнего сада, насосами накачивалась в свинцовый бак на чердаке, откуда по трубам поступала в поварню.

Сохранилось уникальное описание интерьеров Летнего дворца, оставленное неизвестным автором в 1720 году: "... дворец, очень красиво убранный различной китайской обивкой. В трех комнатах стояли бархатные кровати с широким позументом, соответствующим всему убранству. Было много зеркал, много украшений, пол мраморный. При комнатах - кухня, стены которой обтянуты обивкой, как комнаты в других дворцах. В ней находились насосы, подсобки, шкафы для серебряной и оловянной посуды. Одна из комнат напротив была заполнена токарными и слесарными инструментами...".

В петровском дворце двери, стенные панели, лестницы изготовлены из дуба. Исключение составляют два кабинета - Зеленый (на 2-ом этаже) и личный Кабинет Петра (на 1-ом этаже), где двери и стенные панели отделаны орехом (имеется в виду комната, ранее называвшаяся исследователями Токарной - здесь демонстрировались токарные станки Петра I, которые ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Смежные с Кабинетом комнаты - столовая и спальня царя. На филенке двери, ведущей в спальню - изображение Голгофы (предположительно работы Петра I). Кабинет императора и поварни украшены уникальными голландскими изразцами, камины - лепными барельефами. Живописно расписаны плафоны кабинета (мастер Г.Гзель).

В Кабинете находится уникальный ветровой прибор. В резную раму, резьба которой выполнена на тему морской символики, заключены три диска со шкалой: верхний - часы со стрелками (часовой, минутной и секундной), нижние диски - "ветровые указы", соединенные с флюгером на крыше дворца. Прибор с "ветровыми указами" - прибор навигационный, позволяющий определять силу и направление ветра в Балтийском регионе. Он был заказан Петром I дрезденским мастерам Динглингеру и Гертнеру в 1713 году. В 1714 году ветровой прибор привезли в Санкт-Петербург и установили на месте, выбранном самим Петром - в его Кабинете. Флюгер в виде фигуры Георгия Победоносца, установленный на крыше, приводит в движение механизм этого прибора.

Хорошо сохранилась отделка Зеленого кабинета в верхнем этаже. Это один из первых образцов украшения интерьера в духе новой французской моды, привезенной в Россию архитектором Ж.Б.Леблоном, которая предполагала украшение стен панелями с декоративными росписями, зеркалами, десюдепортами. В этом кабинете, в стенных шкафах, дверцы которых до сих пор застеклены квадратиками "лунного" стекла начала XVIII века, помещались предметы первой петровской Кунсткамеры.

После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нем проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные.

Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что еще при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зеленый кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I. Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.
Тот факт, что дворец сохранился до наших дней без существенных изменений, подтверждается и историческими планами Летнего сада первой половины XVIII века, и фиксационными чертежами М.Г. Земцова 1727 года.

Летний дворец - не только одно из первых каменных зданий Петербурга, с которого "начинался город", но и уникальный образец архитектурного творчества его основателя, отразивший в себе своеобразие личности Петра I.

В начале XIX века Летний дворец служил дачей для высших государственных чиновников. Музейная история здания начинается в 1903 году, когда к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга в его стенах была развернута выставка, посвященная Петру I.

После 1917 года дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник. В 1934 году в Летнем дворце Петра I был открыт историко-художественный мемориальный музей. В настоящее время в экспозиции Летнего дворца выставлены личные вещи Петра Великого и Екатерины I, а также мебель, живопись, шпалеры, стеклянные и фарфоровые изделия петровской эпохи.

Использованы материалы сайта www.rusmuseum.ru