среда, 14 марта 2012 г.

Общий экскурс. Часть 1.



Общий экскурс. Часть 1.

Санкт-Петербургу, родившемуся в 1703 г. под грохот канонады Северной войны, было суждено стать "окном в Европу". Он начинался с Петропавловской крепости, которую царь Петр приказал строить на Заячьем острове для обороны устья Невы. Идея нового для России города - крепости, порта, верфи, столицы, культурного и научного центра страны - получила совершенно особое архитектурное выражение. Еще не окончилась война, но в 1712 г. сюда уже переехали царский двор и семья Петра, а затем и государственные учреждения: отныне город на Неве стал столицей Российской империи, символом новой России, где должно быть все лучшее, что можно взять у Западной Европы.
Для строительства Петербурга Петр приглашал архитекторов и инженеров из Италии, Франции, Германии и других европейских стран. Первым зодчим молодой столицы стал Доменико Трезини, итальянец по крови, родившийся в Швейцарии. Под его руководством на протяжении 30 лет начиная с 1706 г. возводились крепостные сооружения и церкви, дворцы и жилые дома. Память о его таланте и трудах увековечена в постройках Петропавловской крепости, здании Двенадцати коллегий и многих других. Царь Петр, испытывавший, по словам искусствоведа И.Э. Грабаря, "подлинную страсть к архитектуре", многое планировал сам и пристально следил за ходом работ.
В 1716 г. французский архитектор Ж.Б. Леблон, приехавший в Россию, составил первый Генеральный план Петербурга, в котором воплотились основные градостроительные идеи царя, взявшего за образец для подражания Амстердам. Неудивительно, что архитектурный облик молодой столицы поначалу имел черты голландского барокко.

Русское барокко во всей красе явилось в середине галантного 18 столетия, при Елизавете Петровне, дочери Петра Великого. Этот стиль, капризный, нарядный и причудливый, словно специально был создан для красавицы императрицы, проводившей жизнь в балах, маскарадах и прочих увеселениях. Любившая блеск и роскошь, она украсила Петербург новыми прекрасными дворцами, заменившими скромные петровские домики.
При Елизавете Петровне В.В. Растрелли (1700-1771), искрометный гений архитектуры, принес русскому барокко мировую славу, создав не один блистательный шедевр. Стоит лишь назвать Зимний дворец (1754-1762 г.г.), построенный "для славы всероссийской", или жемчужину русской архитектуры - ансамбль Смольного монастыря, обессмертивший имя Растрелли. Среди нарядных построек, возведенных им, была и летняя резиденция Елизаветы - изысканный Летний дворец, не сохранившийся до наших дней; он находился там, где сейчас высится Михайловский (Инженерный) замок. Растрелли перестраивал загородные резиденции и в Петергофе, и в Царском Селе. Императрице подражала петербургская знать: в столице и ее окрестностях шла кипучая деятельность. В те годы были возведены Аничков дворец, дом графа Воронцова, Строгановский дворец. Тогда же в Северной столице работал еще один замечательный мастер барокко - С.И. Чевакинский (1713-между 1774 и 1780), построивший Никольский морской собор - шедевр зрелого барокко. По его проектам были созданы также Шереметевский дворец (Фонтанный дом), дворец Шуваловых, Новая Голландия.

Восшествие на престол Екатерины Второй совпало со сменой архитектурных стилей: затейливое барокко уходило в прошлое, его вытеснял классицизм, образцом для которого служила античная архитектура Греции и Рима. Основоположниками русского классицизма обычно называют В.И. Баженова и И.Е. Старова, а эталоном "нового вкуса", как называла классицизм Екатерина Вторая, стало здание Таврического дворца в Петербурге. Тогда же архитектура в России была официально признана одним из видов искусств. Российская академия художеств, открытая в петербурге в 1757 г., именовалась Академией "трех знатнейших художеств" - живописи, скульптуры и зодчества. Ее первым ректором был назначен А.Ф. Кокоринов.
Рубежом смены стилей принято считать 1760-е г.г. Целое поколение зодчих смягчило переход от барокко к классицизму. Среди них - знаменитый Антонио Ринальди, построивший "единственное в своем роде" здание Мраморного дворца. В окрестностях Петербурга по его проектам были возведены Китайский дворец, Катальная горка и другие строения в Ораниенбауме, а также дворец в Гатчине.
При Екатерине Второй велось такое же бурное строительство, как при Петре Великом. Специальная комиссия "о каменном строении" в Петербурге и Москве под руководством А.В. Квасова разработала план реконструкции центральной части Петербурга, согласно которому дома на каждой улице "одной сплошной фасадою и вышиной построены были".  К концу правления Екатерины Второй Петербург преобразился стараниями таких мастеров зрелого классицизма, как Ч. Камерон, Дж. Кваренги и В. Бренна.
Самым ярким явлением Екатерининской эпохи стал Эрмитаж. франзузская идея создания уединенной постройки в тиши садов, места для размышлений и дружеского общения, в России превратилась в свою противоположность: в идею роскошного здания рядом с царской резиденцией - Зимним дворцом. В 18 в. здание Малого Эрмитажа называли Ламотовым павильоном. Оно построено в 1766-1769 г.г. по проекту архитектора Ж.Б. Валлен-Деламота. Идея возведения дворца принадлежала Екатерине Второй - Зимний казался ей слишком большим, она искала место для уединения и тишины. В парадных залах  Эрмитажа императрица принимала гостей, устраивала увеселительные вечера. Картины, скульптуры и другие произведения искусства, собранные Екатериной Второй, хранились именно в этом дворце.

Сменивший Екатерину Великую на престоле ее сын, император Павел, процарствовал всего четыре года, четыре месяца и шесть дней. За это время он построил для себя новую резиденцию - укрепленный Михайловский замок, окруженный рвом и пушками. Его возвели там, где раньше стоял роскошный Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, в ктором Павел появился на свет. Возводить замок начали по проекту В.И. Баженова, но вскоре строительство возглавил В.Бренна. Это здание совсем не похоже на другие сооружения столицы. В отличие от них замок кажется суровым и мрачным, холодно-замкнутым. Первоначально он был со всех сторон окружен водой - реками Фонтанкой и Мойкой, глубокими рвами и кменной стеной. Похожий на средневековый дворец-крепость, замок отвечал рыцарским идеалам Павла.
Одним из замыслов Павла было строительство Казанского собора: он мечтал иметь в столице храм, подобный римскому собору Святого Петра. Но осуществить этот замысел Павел не успел: ночью 11 марта 1801 г. заговорщики во главе с петербургским военным губернатором графом П.А. Паленом ворвались в спальню императора и задушили его.