среда, 14 марта 2012 г.

Общий экскурс. Часть 2.


Общий экскурс. Часть 2.

Казанский собор, о котором мечтал Павел Первый, стал самым первым строение в столице при Александре Первом. По окончании войны 1812 года собор воспринимали как памятник русской воинской славы; вокруг него сложился один из первых ансамблей Невского проспекта.
До войны еще царствовал в архитектуре строгий классицизм, а после нее начал утверждаться величественный и торжественный ампир (в переводе с французского - империя), стиль империи, или поздний классицизм. Образцом для него являлась архитектура императорского Древнего Рима. Одной из особенностей ампира считается обязательная градостроительная планировка. Еще не закончилась война, а в Петербурге уже поднимались новые грандиозные сооружения, образующие стройные городские ансамбли. Выросли новые здания Адмиралтейства, Биржи на стрелке Васильевского острова, Горного института; были возведены Троицкий и Преображенский соборы; перестраивались целые кварталы. На первое место среди зодчих выдвинулся гениальный К. Росси, сумевший объединить в гармоничные ансамбли постройки, созданные его предшественниками. Его самыми выдающимися творениями считаются ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей.
Последним ампирным украшением Северной столицы стал ансамбль Александровской площади (ныне площадь имени драматурга А. Островского) с Александринским театром и новым корпусом Публичной библиотеки. Творчество Росси явилось вершиной русского градостроительного искусства. Именно тогда Петербург приобрел "строгий, стройный вид", принесший ему славу одного из красивейших городов мира.

В 1830-х г.г. классицизм сходил с архитектурной сцены. Он стал восприниматься как сухой, монотонный и однообразный, ассоциируясь с казармами и другими скучными казенными строениями. Появляется эклектика (от греч. "эклего" - "выбираю"), соединявшая в себе разные формы и образы прошлого. Утверждение эклектики - это 1830-1860-е г.г., время "умного" выбора.
А.П. Брюллов, создав комплекс Пулковской обсерватории (1834-1839 г.г.) положил начало зданиям нового типа для научной деятельности. К готическим, ренессансным и барочным формам обращались также О. Монферран, Н.Л. Бенуа, В.А. Шретер, К.М. Быковский, Г.Э Боссе, А.И. Кракау и другие архитекторы Москвы и Петербурга. Результатом поиска национального стиля стал русско-византийский стиль.

Во второй половине 19 века вся пореформенная Россия, особенно столичный Петербург, была охвачена жаждой предпринимательства: наступал "век акций, рент и облигаций". Большие градостроительные задачи тогда не ставились; главной целью строительства стало получение прибыли.
Бурный характер приобрело возведение жилых зданий, которые и составляли общий фон городской застройки. Настоящим героем дня стал доходный дом. Деревянные строения сносили, на их месте вырастали новые; каменные дома перестраивали в соответствии с новой архитектурной модой. Большинству доходных домов было присуще разностилье. Типичным примером доходного дома той поры является дом Мурузи на Литейном проспекте в Петербурге, построенный в 1874-1877 г.г. в мавританском стиле.
Духу времени отвечала новая концепция "рациональной архитектуры" А.К. Красовского (1816-1875). Согласно ей, специфика архитектуры должна основываться "на наших потребностях, свойствах материала и разумной экономии". Важным знаком времени стало возведение промышленных зданий, что давали возможность осуществлять новые конструктивные эксперименты. Журнал "Зодчий" писал об облике Северной столицы второй половины 19 в.: "Петербург приобретает все более европейскую наружность, выросли этажи его зданий, увеличились его площадь и население, появились новые постройки разного назначения". В самом деле, возводились здания нового типа - банки, страховые дома, гостиницы, фабрики и заводы, вокзалы и магазины, а с возникновением кинематографа - кинотеатры.

В конце 19 в. громко заявил о себе новый стиль - модерн, родившийся из отрицания эклектики, когда ее разностилье приобрело оттенок безвкусицы. Модерн просуществовал совсем недолго, с конца 1890-х до 1910-х г.г., но ярко сверкнул в жизни русской архитектуры.
Петербургский модерн связан с архитектурой северных стран, прежде всего Финляндии. Его яркие образцы - особняк М.Ф. Кшесинской, построенный А.И. фон Гогеном, здание компании "Зингер" на Невском проспекте, возведенное П.Ю. Сюзором, торговый дом "Братья Елисеевы" Г.В. Барановского, Витебский вокзал С.А. Бржозовского и др.

В начале 20 в. широкий размах приобрело строительство пассажей (от фр. - "проход", "переход"), которые были не только торговыми зданиями, но и местом встреч и прогулок. Появились новые строительные материалы - железобетон и металлические конструкции, позволявшие перекрывать огромные пространства, делать большие витрины, создавать причудливые узоры переплетов.

Октябрьский переворот 1917 г. произвел слом прежней жизни во всем, в том числе и в архитектуре. Архитекторы были охвачены революционной романтикой и безудержным энтузиазмом. Отказавшись от классического наследия, зодчие стали проповедовать формализм.
Первым произведением новой архитектуры стал памятник "Борцам революции" на Марсовом поле в Петрограде, созданный в 1917-1918 г.г. Л.В. Рудневым. Он положил начало советской мемориальной архитектуре. Появились новые типы общественных зданий - рабочие клубы и дворцы культуры в стиле конструктивизм. Таже строили здания театров и жилых домов - так называемые дома-коммуны, например Дом бывших политкаторжан в Ленинграде. Черты этого стиля - сочетание разных по композиции объемов, совмещение цельных плоскостей с большими застекленными поверхностями.

На смену конструктивизму пришло переосмысление приемов классики - так называемый сталинский ампир наилучшим образом воплощал пафос революционного созидания. Символом новой архитектуры стало метро.
Помпезный стиль сталинской поры был в 1955 г. объявлен "украшательством", началась борьба с "излишествами" в архитектуре. Тогда же развернулось массовое жилищное строительство из крупных бетонных блоков, которое продолжается и поныне.

Сегодня архитектура преображается, как и вся жизнь страны. Новые типы зданий - торговые и деловые центры, спортивные комплексы, плавательные бассейны и т.д. вносят разнообразие в архитектуру города. В нашу жизнь входят новые термины и понятия, например, "интеллектуальное здание" (сложный комплекс, управляемый из единого диспетчерского пункта при минимальном участии обслуживающего персонала).
Современные архитекторы нередко увлекаются стилистикой начала 20 в., вписывая свои страницы в каменную книгу зодчества.